Музыкальный педагог Жанна Рубинштейн

Научить играть на фортепиано можно каждого, но истинный талант пробьет себе дорогу сам
О жизни выпускницы Тбилисской государственной консерватории Жанны Рубинштейн (в девичестве Кикозашвили) можно былоVe бы написать роман. Успешный концертмейстер и музыкант, объездивший с гастролями весь СССР, в довольно зрелом возрасте в 2001 году бежала из голодной Грузии в США, чтобы начать все с нуля. Здесь она встретила свою любовь и продолжила карьеру музыкального педагога. Теперь ученики Жанны Рубинштейн поступают в престижные музыкальные школы Нью-Йорка, участвуют в международных конкурсах, играют в Карнеги-холле и Линкольн-центре и с теплом и благодарностью вспоминают свою первую учительницу музыки и ее уютный дом в Форт Ли. Жанна Рубинштейн рассказала New Вестнику о том, как не отбить желание у ребенка заниматься музыкой, как распознать музыкальный талант и имеет ли смысл учиться музыке взрослым.

У вас богатейший опыт преподавания как в СССР, так и в США. На Ваш взгляд, какая музыкальная школа сильнее: классическая советская, или американская?
Не хочу быть некорректной, но, на мой взгляд, сейчас не только в США, но и по всему миру наблюдается тенденция превалирования техники игры. Привилегия отдается именно технической стороне исполнения. Конечно, это замечательно. Но, с другой стороны, при этом страдает душевное, эмоциональное наполнение музыки, а это важнейший аспект. Вот как меня учили в детстве? Меня учили, что рояль – это живое существо, он все понимает. Учили определенным образом садиться за инструмент, поднимать руки, кланяться. Теперь все это немного уходит.
Что же касается вопроса о том, где лучше преподавание, то, на мой взгляд, советская музыкальная школа самая сильная, ее ценят во всем мире. У пианистов, которые работали и получали образование в СССР, есть и техническая база, и при этом не страдает музыкальная часть.
Именно поэтому Ваши ученики смогли добиться таких успехов?
О да, у меня много было хороших учеников. Один из самых первых, который пришел ко мне в класс, поступил в Манхэттенскую музыкальную школу и потом пригласил меня на выпускной сольный концерт. В зале было очень много народу, и вдруг этот ученик, закончив выступление, встал и сказал: «Хочу сказать большое спасибо моей самой первой учительнице». И все аплодировали. Я была в каком-то смятении, но это, конечно, был очень приятный, волнительный момент. Это было здорово.
А в последние два года двое моих учеников приняли участие в концертном фестивале (Concert festival International Competitions) и выиграли первую премию, что позволило им выступать в Линкольн-центре.
Как прививать ребенку чувство музыки, с какого возраста это лучше всего делать?
Я считаю, что вполне можно начинать лет с пяти, и я таких малышей беру. Естественно, начинаем мы с ними не с концертов Шопена, а преподаю им в стиле игры. Очень важно детей заинтересовать, не спугнуть, не заставить их поверить в то, что музыка – это сложно.
Конечно, все дети по-разному одарены, и им требуется индивидуальный подход. На первом бесплатном занятии я детей проверяю: смотрю на их музыкальную память, чувство ритма, на другие музыкальные аспекты, делаю свои выводы и начинаю с ними работать.
Далее я смотрю на руку: какая растяжка от природы, что надо делать, чтобы поставить руку. Вы же, наверное, знаете, что поставить руку – это основа всего, самый важный процесс! Между прочим, в Грузии я на конкурсе получила первое место как педагог, который великолепно ставит руку. Очень важно обращать внимание на постановку руки, на посадку – как ты сидишь за роядем, где у тебя опора. Это нужно для того, чтобы звук был глубоким, насыщенным, а не безразличным, стеклянным, холодным.
Серьезные занятия музыкой немыслимы без сольфеджио, а это трудно. Я, например, до сих пор с ужасом вспоминаю учительницу по сольфеджио с длинной указкой из советской музыкальной школы… Как детей не отпугнуть нотной грамотой?
Что такое сольфеджио? Это умение подобрать мелодию, аккорды и правильно их воспроизвести – спеть. Педагоги по сольфеджио учат человека слушать и слышать, правильный ли он взял аккорд. Также мои ученики пишут музыкальные диктанты. Проигрываю очень простой материал, маленькую музыкальную фразу, буквально из шести-семи нот. Студент слушает, затем определяет самое главное – ритм. Спрашиваю, как он чувствует – это двудольный ритм, три четверти, четыре четверти? Затем я даю им так называемую тонику – то есть одну из главных нот, которые являются важными в этой музыкальной стадии, и уже потом ученики постепенно стараются написать все ноты в правильном ритме. Трудно? Да, нелегко, но зато очень интересно.
Что же касается учительниц с указками, то у нас в Грузии такого никогда не было. Грузия – невероятно музыкальная страна, сложно найти дом без фортепиано или рояля. Люди искренне любят музыку, играют на музыкальных инструментах, поют, в том числе многоголосьем… Никому бы в голову не пришло пугать ребенка указкой.
В какой момент и как можно распознать, что у ребенка есть талант к музыке?
Талант и способность – разные вещи. Конечно, к музыке способны далеко не все. Но при упорном труде, если сам студент этого хочет, если его в этом поддерживают родители, и если занимается хороший педагог, то научить играть можно. А если это талант, то он сам проложит себе дорогу.
Судить о том, есть ли талант в пяти- или шестилетнем возрасте рано. Можно какие-то выводы сделать где-то в семь-восемь лет, то есть должно пройти как минимум три года от начала занятий. Тогда уже реально спрогнозировать, что может получиться из ребенка. Но очень важно, какой попадется педагог. Есть такие, которые могут отбить любую охоту к музыке! А есть и другие, к которым ты привязываешься сердцем и не хочешь уходить.
А если взрослый человек вдруг решит с нуля обучаться музыке, есть какой-то шанс, что у него что-то получится?
Ну почему же нет? Когда я только начинала свою практику в США, одна знакомая привела своего мальчика учиться музыке. И для того, чтобы ребенка заинтересовать, тоже стала у меня учиться! А потом пришел заниматься еще и ее средний сын! Вот такая теперь у них музыкальная семья.
Но самый интересный случай – это когда ко мне пришел учиться 75-летний человек! При этом у него были проблемы с ногами, но он все равно поднимался ко мне по лестнице (я тогда жила на втором этаже)! Он очень хотел научиться на слух подбирать гармонию. Так и говорил, мол, мелодию я сыграю, но как мнеи ее подобрать на слух? Научите! И такие были у меня встречи с людьми. Было очень много интересных встреч.


Notice: Undefined index: iconcolor in /var/www/wp-content/plugins/call-now-button/src/renderers/modern/class-modernrenderer.php on line 190
Tap to call